Почему пользователи одни продукты любят а другие бросают? Удержание и геймификация, эффект накопления. С примерами
– Как там устроена башка человека и что заставляет ее любить и привязываться к вещам?
Разобрался на примерах и провел параллели с бизнесом – пользуйся.
Однажды во время непринужденной беседы с одним из моих клиентов мы увлеклись и начали вспоминать былое. Ну с кем не бывает? Работа-работой, а поговорить…
— Представляешь — Рассказывает мой собеседник. — У меня в юности был приятель, который не мог себе позволить нормальную машину и поэтому ездил на развалюхах. Сам же их и называл корчами.
— Не удивлен, у меня тоже первая машина была так себе. — Ответил я.
— Не-не, погоди, тут в другом прикол. Этот чудак в дедовом гараже под этими ведрами натурально сутками торчал, я не шучу. Мы его стебали, что за эти деньги мог на такси годами ездить, а время на нормальную работу потратить и тачку взять. Ну такую на которой ездить можно, а не только чинить.
— А он что?
— А ничо, бубнел под нос и слюни пускал, сам видимо идиотизм своего хобби понимал. Но тут вот еще какой прикол – он эти корчи обожал, прям любил! Понимаешь?? А когда продавал, то вообще заплакать мог на переоформлении документов!!
— Аааа, так это нормальная история!))
Такое поведение граждан не только мой клиент заметил, психологи тоже на него внимание обратили: люди действительно более трепетно и с душой относятся к вещам, созданным своими руками. Заметили они это на примере мебели от IKEA, да и феномен назвали в ту же честь – “эффект IKEA”.
Проводили бы они у нас свои исследования, то еще раньше бы этот эффект обнаружили. Сами вспомните, с какими неподдельными чувствами относился ваш дед к склепанной своими руками в подвале табуретке. А уже с завода сломанный жигуль и вовсе становился предметом ревности супруги, ведь времяпрепровождению с ним отец семейства отдавал куда большее предпочтение.
— Слушай, а возможно ли создать что-то похожее в онлайн-продукте? Ну, чтобы пользователей удерживать? — С озадаченным видом спросил мой клиент.
— Блин, мы же именно этим и занимаемся, когда геймификацию внедряем. Я то думал ты уже понял.. Слушай внимательно.
В сути этого эффекта лежит простейшая логика: чем больше человек вкладывает в вещь своих сил и энергии, тем сложнее ему потом с ней расстаться. И ровно эта же логика применима для любого онлайн продукта. Более того, ее уже давно используют в индустрии азартных игр, о чем я упоминал в предыдущей статьей.
Для психики потребителя ведь нет никакой разницы – руками он комод собирает или по сайту лазит. Главное – чтобы результат этой траты сил был видим и ощутим, тогда и эмоции вместе с привязанностью образуются.
Купить рекламу Отключить
А что происходит с пользователями в большинстве онлайн продуктов?
Скачал он приложение, сначала в интерфейсе разобрался, потом кое как через дебри рекламы пробился, потыкался, возможно что-то даже купил. Есть ли какой-то для него осязаемый результат от этих изнурительных действий? Нет, нету – в лучшем случае скажут “Спасибо, возвращайтесь еще!” А потом еще уведомлениями и рассылками начнут задалбывать.
Наша же задача, когда мы геймификацию внедряем, как раз такие места создавать, в которых пользователь не только сможет свои результаты увидеть-пощупать, а еще и перед друзьям похвастать: “Смотри какой у меня прокаченный профиль!”
Покажу, как это работает на примерах:
Рейтинги и звания
Вот существует какое-нибудь закрытое сообщество по интересам – популярный нынче формат. Для бизнеса ведь что важно? Чтобы участники возвращались из месяца в месяц и активность проявляли – опытом делились и т.д. Поэтому мы этих, наиболее активных, будем рейтингами или званиям отмечать. Пробыл он в сообществе больше трех месяцев, а мы ему бац, звание, “Бывалый”, полгода – “Старожил”, и так далее на сколько запала креатива хватит.
Будет ли этому человеку радостно? Конечно будет! А захочет ли он свой авторитет терять? Нет, не захочет – так и будет в сообществе тусоваться. И ровно такую же логику мы распространяем и на другие его полезные действия, на участие в беседах и помощь новичкам, например. Суть, надеюсь, уловили. У военных со званиями и погонами, кстати, похожая история.
Кастомизация
В силе этой истории можно легко убедиться на примере соцсетей. Создал человек профиль, а ему сразу же тонна возможностей выделиться – фоточек красивых загрузить, фон профиля модный поставить, статусы-описания написать, ну чтоб подчеркнуть богатый внутренний мир. Этот же формат отлично применим и в других продуктах, не так сильно ориентированных на социальное взаимодействие.
Онлайн гиппермаркеты, онлайн школы создают “тамагочей”. Делаешь покупки регулярно или домашку сдаешь вовремя – тамагоч растет, цветет и радуется. Забиваешь – и вовсе может умереть. Человеку же приятно видеть результат своих действий олицетворенный благополучием виртуально болвана. А если этот же болван за должный уход за собой будет юзеру еще периодически вполне себе реальные подарки подсовывать, ну там скидку или мерч фирменный, то вообще красота.
Когда я нахожу такой пример из реального продукта – пишу небольшой пост-разбор в своем тг-канале.
В геймификации это называется “эффект накопления”. И не только упомянутые инструменты его создают – еще есть задания, ачивки, баллы, опыт. Список ограничивается только воображением геймификатора и реалиями продукта, с которым он работает.
Внедряя эти истории важно знать еще один секрет: с их помощью мы не только накапливаем положительный опыт и эмоции пользователя, тем самым удерживая его, мы еще и формируем трек его поведения. Ведь вся эта красота не за красивые глаза выдается, а за полезные для бизнеса действия.
Эта статья – один из фрагментов большого знания о геймификации, который помогает устанавливать свои правила игры в бизнесе. Предыдущей статьей обсудили общие предпосылки, этой затронули удержание, ну а в следующей (по просьбам читателей) разберем один из важнейших этапов пути пользователя – онбординг в продукте, т.е. знакомство с сервисом и адаптация. Найдем ответ на вопрос – что делать, если не стоит ретеншн?
Кстати, она уже написана и лежит в телеге – я там всегда по-раньше публикую свежак. Так что если не в терпеж, то милости прошу к моему шалашу геймификации))
Делайте бизнес играючи!
596 показов 83 открытия
Источник: vc.ru