Плюсы и минусы для руководства компании от разработки стратегии?
Есть 3 варианта для начала проекта по разработке стратегии.
Варианты .
- Вариант 1. Начинать с анализа компании (ее внутренней среды для выявления ее сильных и слабых сторон)
- Вариант 2. Начинать с изучения внешней среды (рынки, клиенты, конкуренты)
- Вариант 3. Начинать с формирования будущего образа компании (Видение) и стратегических целей
Важно.
Выбор варианта всегда на усмотрение руководства компании, однако сам процесс и результаты в виде проекта стратегии принесут и положительные, и негативные эмоции.
Источники позитивного настроя
- появляется осознание того, на что компания может опереться в своем развитии. Четкое понимание того, что является сильной стороной, а что только словами
- определены внутренние факторы, которые ограничивают выход компании на определенные рынки/сегменты рынка
- исчезают иллюзии, что все дороги открыты и, главное, только захотеть
- выявляется значимость корпоративной культуры, как ключевого фактора, влияющего на поведение сотрудников компании. В чем она будет тормозом, и в каких действиях будет способствовать успеху?
- в головах топ-команды складывается более четкое понимание того, как компания действует при достижении целей
- сформируется согласованное понимание проблем и потребностей клиентов
- возникает устойчивая связь между продуктами компании и потребностями/проблемами целевых клиентов (то, что продукт нужен не сам по себе, а как решение)
- выявляются наиболее серьезные конкуренты и описываются их отличия. При этом с опорой на мнение клиентов, а не только сотрудников компании
- возникает серьезная мотивация достижения того, что было рождено руководством в серьезных размышлениях
Источники негативного настроя
- возникают ментальные барьеры, связанные с выявленными слабыми сторонами. Оказывается, что многие провалы являются следствием того, как компания действует, а не происками зловредных конкурентов
- выбор некоторых направлений потребует проведения изменений в компании
- осознание необходимости изменений подталкивает к выбору более простых вариантов развития. Другими словами выбираются варианты, которые по мнению руководства достижимы и не требуют серьезных усилий
- выбранные более простые варианты стратегии не вызывают сильного эмоционального отклика и, соответственно, мотивация достижения не работает
- приходит осознание, что не все покупатели являются целевыми клиентами
- выявляется, что цена для покупателя и ценность для покупателя совершенно разные факторы.
- оказывается, что конкуренты могут быть не только отраслевые, а «сбоку». Главный признак таких конкурентов — могут ли они удовлетворять ту же потребность, а не принадлежность к одной отрасли
- оказывается, что клиенты иначе оценивают уровень конкурентоспособности компании, нежели сами руководители
- разработка стратегии требует не только финансового вклада, а и мыслительных усилий от участников проекта
А дальше возникает один из 2-х вариантов.
Вариант 1. Руководство берется за реализацию разработанной стратегии. Оно исходит из того, что любая информация независимо от эмоций , которые она вызывает, это информация для выработки действий
Вариант 2. Руководство переплетает наработанный материал в красивый документ и кладет его в ящик.
Пример из одного проекта.
Запрос был связан с желанием разобраться с клиентоориентированностью и клиентоцентричностью в компании.
Что необходимо изменить внутри компании, чтобы повысить уровень клиентоориентированности
Определить шаги, которые необходимо реализовать .
На встрече с потенциальным руководителем проекта выяснилось, что стратегия в компании есть.
Мы договорились, что этот документ мне дадут на изучение и потом снова встретимся для обсуждения совместных действий.
Стратегию мне передали и я, с большим удивлением, обнаружил, что клиентоориентированности был посвящен раздел стратегии, дано определение, проведена оценка существующего уровня и определены необходимые действия.
Вторая встреча состоялась и на мой вопрос, что их не устраивает в написанной стратегии относительно клиентоориентированности ответа так и не получил.
Похоже, что мой собеседник этот документ глубоко не изучал.
Проект не состоялся, а документ, думаю, так и лежит в шкафу или ящике стола.
Самое грустное в этой истории то, что угрозы, которые были описаны в стратегии компании абсолютно реальны и даже был обозначен срок их наступления.
Источник: vc.ru