Особенности продвижения стартапа

Стартап — компания с небольшим операционным сроком. На рынке компания неизвестна, а ее основатели очень вовлечены в процесс и, как правило, не имеют больших инвестиций.

Поэтому перед началом продвижения очень важно провести тщательный анализ рынка, конкурентов, потребителей, чтобы не тратить деньги впустую.

Основные задачи по продвижению стартапа:

  • привлечь внимание к товару/услуге/компании/бренду;
  • охватить наибольшее количество потенциальных клиентов;
  • положительно зарекомендовать себя на рынке.

В статье я объясняю, как мы продвигаем стартапы в агентстве.

Содержание

1. Анализ стартапа, бизнес-модель, его финансовые цели

2. Анализ потребителей

3. Анализ конкурентов и поиск “образцов для подражания”

4. Продвижение и формирование УТП

5. Маркетинговая стратегия

6. Разработка плана реализации стратегии

7. Разработка сайта

8. Методы продвижения

8.1. SEO

8.2. Платное продвижение: таргет и контекст

8.3 Социальные сети

8.4 Лидеры мнений

8.5 Email-маркетинг

8.6 Реферальный маркетинг

8.7 Офлайн-маркетинг

8.8 PR: тематические площадки, публикации в прессе, мероприятия

1. Анализ стартапа, бизнес-модель, его финансовые цели

На самом первом этапе мы должны погрузиться в бизнес клиента. Это важно, иначе вся последующая работа будет бессмысленной.

Что нужно делать: детально ознакомиться с проектом, понять его финансы и цели, чтобы в дальнейшем грамотно подготовить маркетинговую стратегию, которая привлечет достаточное количество покупателей для роста проекта.

Зачем: чтобы сохранить бюджет, а не растратить его впустую.

2. Анализ потребителей

Следующим шагом является исследование целевой аудитории. Нужен ли клиентам наш продукт/услуга? Сколько они готовы платить? Какие проблемы и потребности закроет наш продукт/услуга? Эти и многие другие вопросы необходимо выяснить перед созданием маркетинговой стратегии.

Что нужно делать: проанализировать аудиторию с помощью опросов, интервью, интернет-исследований. Разделить ее на сегменты (по возрасту, месту жительства, интересам и т.д.). Создать портрет каждого сегмента аудитории — персонажей, которые включают в себя подробные характеристики: возраст, профессия, место жительства, проблемы, мечты, триггеры и т.д.

Анализ помогает лучше понять клиентов, адаптировать предложения, предлагать релевантные товары/услуги.

Сформировать CJM (маркетинговый путь клиента) для каждого портрета целевой.

Зачем: понять, где и как найти свою целевую аудиторию и как привлечь внимание к нашей компании.

3. Анализ конкурентов и поиск «образцов для подражания»

Конкуренты – это компании, похожие на нас, работающие на том же рынке.

Компании-образцы — это лидеры рынка или успешные компании в той же нише, но в других странах.

Что нужно делать: полный анализ конкурентов начиная с их сайта, социальных сетей и заканчивая их рекламными кампаниями и покупками у них. Собираем всю информацию в таблицу и анализируем:какие методики продвижения применяют конкуренты.

Зачем: анализ конкурентов помогает понять, насколько емкий рынок, сколько денег можно заработать. А также посмотреть, какие продукты есть у конкурентов, какие каналы продвижения они используют, какие маркетинговые приемы используют. Анализ поможет найти работающие инструменты, которые мы можем адаптировать под себя. Или, наоборот, исключить из стратегии компании неработающие методы.

4. Продвижение и формирование УТП

Это один из самых важных шагов. На основе проведенных исследований необходимо определить позиционирование компании, чем она отличается от конкурентов, какие преимущества у нее и ее продуктов. А также сформулируем уникальные торговые предложения для клиентов.

Что нужно делать: маркетолог объединяет информацию первых трех этапов, включает креатив, привлекает копирайтера и в итоге выдает смысловые емкие фразы, формирующее в сознании потребителя правильное восприятие компании.

Зачем: эти смыслы в дальнейшем будут использоваться во всех каналах коммуникации с целевой аудиторией: на сайте, в рекламе, социальных сетях и так далее.

5. Маркетинговая стратегия

Точно понимая задачи компании, целевую аудиторию и рынок, мы формируем маркетинговую стратегию, которая позволит достичь коммерческих и маркетинговых целей стартапа.

Что нужно делать: под каждую цель компании (выход на рынок; повышение узнаваемости бренда; запуск продаж и т. д.) выбирать маркетинговые каналы и мероприятия для ее достижения.

Зачем: стратегия — путь к развитию бизнеса. В дальнейшем при анализе результатов будет понятно, какой канал показал лучший результат, а какой не сработал. Устранив или доработав недействующие каналы, сможем повысить итоговый результат.

6. Разработка плана реализации стратегии

Затем необходимо составить план реализации стратегии, который должен также содержать сроки реализации и необходимые ресурсы. Для наших клиентов мы отображаем его в виде диаграммы Ганта. Обычно этот план можно реализовать за 6-12-24 месяца.

Купить рекламу Отключить

Что нужно делать: сгруппировать задачи удобным способом, проставить сроки и расписать бюджет.

Зачем: иметь наглядное представление, в какой момент нужно начинать ту или иную маркетинговую активность.

7. Разработка сайта

Ни один стартап не может обойтись без сайта. Это как виртуальный офис, визитная карточка, интернет-представительство компании.

Что нужно делать: на основе уже проведенных исследований маркетолог создает прототип сайта — эскиз для презентации идеи. Затем вместе с копирайтером упаковывает все ранее определенные смыслы в тексты.

После этого на основе прототипа, ценностей, миссии стартапа веб-дизайнер разрабатывает концепцию дизайна, отражающую ДНК компании, и оформляет необходимые страницы будущего сайта.

А следом готовится ТЗ разработчикам для технического исполнения сайта.

После разработки сайт тестируется на наличие ошибок и публикуется для посетителей.

8. Методы продвижения

8.1. SEO

После публикации сайта первым делом нужно провести его поисковую оптимизацию, проще говоря SEO-оптимизацию. Тогда поисковые системе, вроде Яндекса, Google и пр., будут понимать, что за сайт и кого нужно на него приводить. Проще говоря, SEO — это ряд операций, которые позволяют сайту оказаться в первых строчках выдачи, соответствующего запроса пользователя.

Что нужно делать: улучшить структуру, юзабилити сайта, проверить корректность метатегов, собирать семантическое ядро, добавить ключевые слова в заголовки, создать SEO-тексты и т.д.

Зачем: грамотная SEO-оптимизация повышает посещаемость, а значит, влияет на продажи.

8.2. Платное продвижение: таргет и контекст

Конечно, новорожденным компаниям не обойтись и без платного продвижения.

Что нужно: собирать семантику, создать объявления и запустить рекламные кампании. СМИ — для узнаваемости бренда. Контекстные и таргетированные — для трафика и горячих продаж. Затем провести анализ и отключить неработающие опции рекламы. После запустить процесс сначала.

Зачем: рассказать о себе миру, привлечь посетителей, продвинуть разовые акции, провести тестирование новых товарных предложений и многое другое.

8.3 Социальные сети

Социальные сети занимают значительное место в нашей жизни. И где, как не там стартапу рассказывать о себе.

Что нужно делать: в актуальных соцсетях, Вконтакте, Одноклассниках, ТикТоке, мессенджере Телеграм и тех, о которых не принято писать 🙂 создать паблики, группы, сообщества. Наполнить их качественным интересным контентом, отражающим ДНК-компании, миссией ценностями, информацией о товаре/услугах/команде, предоставлять подписчикам полезности и т.д. Запустить рекламу, набрать подписчиков, вознаграждать их за активность, быстро отвечать на их запросы и т.д.

Зачем: социальные сети для компании — контакт с аудиторией, удобство и простота обратной связь, повышение узнаваемости бренда и репутации.

8.4 Лидеры мнений

Этот метод стоит выделить отдельно, так как при запуске стартапов во многих нишах он стреляет намного лучше, чем другие методы продвижения.

Что нужно делать: искать блогеров с нашей целевой аудиторией, предлагать товар или предоставлять услугу. Обязательно предоставлять блогеру тезисы, которые должны быть включены в объявление. Дать ссылки на сайт, промокоды на скидки и т.д. Провести анализ.

Зачем: аудитория доверяет мнению блогера, а у компании большой охват аудитории за короткое время, а также нестандартный формат рекламы.

8.5 Email-маркетинг

Этот способ продвижения хорошо работает, когда есть база подписчиков на рассылку.

Что нужно делать: собирать базу всеми возможными способами — давать скидки и подарки за подписку. Персонализировать каждое письмо, добавить триггеры в заголовки, оповещения об акциях и скидках. Давать полезную информацию — но отправлять не более 2-3 писем в неделю, чтобы не превратить рассылку в спам.

Зачем: коммуникация с подписчиками и покупателями, дополнительный канал продаж.

8.6 Реферальный маркетинг

Продвижение через рефералов, то есть купивших по рекомендации от настоящих покупателей.

Что нужно делать: Компания предлагает настоящему покупателю (рефереру) определенный бонус за привлечение новых покупателей/посетителей. Привлеченный покупатель (реферал), доверившись мнению и рекомендациям непостороннего человека, становится клиентом.

Зачем: управлять и стимулировать «сарафанное радио».

8.7 Офлайн-маркетинг

Этот вид рекламы подходит не всем и часто стоит больших денег, но при этом может быть очень эффективным.

Возможные методы офлайн-продвижения:

  • Реклама в общественном транспорте, радио, телевидение;
  • Билборды;
  • Прямой маркетинг: раздача листовок, образцов продукции и т.д

Что нужно делать: изучить все офлайн-локации, где можно встретить нужную целевую аудиторию, придумать офлайн-способ привлечь внимание. В частности, кросс-маркетинг часто хорошо работает с компаниями, не являющимися конкурентами, но где может быть ваша целевая аудитория.

Зачем: компания заявляет о себе в тех местах, где много ее целевых клиентов.

8.8 PR: тематические площадки, публикации в прессе, мероприятия

Маркетинг через СМИ и масштабные мероприятия позволяет охватить широкую аудиторию.

Что это может быть:

  • выступления на тематических мероприятиях;
  • публикации в СМИ;
  • спонсорская поддержка.

Что нужно делать: создать PR-календарь со всеми актуальными событиями, отслеживать запросы от журналистов по интересующим темам, быть заметным везде — питчи, нетворкинг.

Зачем: люди покупают у людей. Чем больше вы на виду, тем больше вам доверяют.

Мы рассмотрели основные методы продвижения стартапов в России.

Хочу отметить, что в каждой нише работает какой-то способ лучше, а какой-то хуже. Понять это помогут исследования и тесты.

Источник: vc.ru

Comments (0)
Add Comment